Ночь опустилась над степью. Замер ярко подсвеченный         прожекторами носитель «Протон» с «Марсом-96»         на борту. Тысячи людей из многих стран мира         ждут его пуска. К таинственной «красной планете»         должен отправиться самый большой и тяжелый         в истории космонавтики марсианский автоматический         корабль, в создании которого принимали участие         российские и американские, английские и французские,         немецкие и итальянские специалисты.                  
-  Пуск осуществлен в расчетное время. Четко,         одна за другой, отработали три ступени ракеты-носителя.         Нормально прошел и первый запуск четвертой         ступени – так называемого разгонного блока         «Д». Машина вышла на опорную околоземную         орбиту. Теперь, через час с небольшим, должны         произойти второй запуск и отделение блока         «Д», затем включится ненадолго автономная         двигательная установка самого корабля, и         «Марс-96» выйдет на заданный курс к планете.        
 
        Но… Центр дальней космической связи       в расчетное       время из расчетного места сигнал с       корабля       не получил. Стало ясно: произошла авария.       Образованная Государственная аварийная       комиссия       во главе с директором Центрального       института       ракетно-космической отрасли академиком       В.Уткиным       сразу же сталкивается с непреодолимым       препятствием.       Отсутствуют прямые телеметрические       данные       с аварийного участка: в Африке, над       которой       происходили драматические события,       наших       наземных измерительных пунктов нет,       а специальный       океанский корабль, когда-то находившийся       в Гвинейском заливе, давно оттуда отозван       из-за нехватки средств.        
-  Специалисты марсианского аппарата пытаются         доказать, что виноват разгонный блок «Д»,         а «разгонники» грешат на систему управления         аппарата. Солидной комиссией причина однозначно         так и не была установлена.        
 
        Спустя несколько месяцев, Юрий Глинкин       (НПО       им. С.А.Лавочкина) в результате кропотливейшего       анализа обосновывает реальную версию:       при       первом запуске блока «Д» происходит       прогар       его двигательной установки, начинает       вытекать       горючее, и пока машина движется по       околоземной       орбите, бак опустошается. Для второго       запуска       «горючки»… нет, и выдается команда       «АВД»       – аварийное выключение двигателя.        
-  Но «разгонники» версию отвергают: мол, выводы         сделаны на основе косвенных данных. А прямых-то         нет!        
 
        Ровно через год не выведен на геоцентрическую       орбиту и загублен иностранный многофункциональный       спутник связи «Азиасат». Картина повторилась       точь-в-точь. Выплачивается большая       страховка.       Удручены заказчик, страховщик и, конечно       же, изготовители. Только после этого       «разгонники»       признают справедливость версии и дорабатывают       двигательную установку. Причина установлена,       меры приняты, инцидент исчерпан. Но       какой       ценой!        
-    Такими примерами, к сожалению, изобилует         история как отечественной, так и зарубежной         ракетно-космической техники. Вот успешно         стартует «Венера-4», а ее дублер спустя пять         дней бесславно гибнет (1967 г.). Через три         года история повторяется с дублером «Венеры-7»         (1970 г.), а потом и «Венеры-8» (1972 г.).         Что-то каждый раз случается с разгонным блоком         «Л» на околоземной орбите, но причина так         и не установлена до сих пор.        
 
        А вот совсем свежий пример. Ракетно-космическая       корпорация «Энергия» им. С.П.Королева       разработала       по заказу «Газпрома» два дорогостоящих       спутника       связи «Ямал». Запуск производился одной       ракетой.       «Ямал-1» функционирует нормально, но       что       произошло со вторым спутником, который       ни       разу даже не пискнул? Как говорится,       «науке       это неизвестно».        
-  Специалисты в области космонавтики разработали         проект космического «черного ящика», который         во многом решает проблему определения причины         аварии (страхового случая).        
 
        Сколько раз после очередной катастрофы       воздушного       лайнера или вертолета мы слышали: вот       когда       будут найдены «черные ящики»!.. Действительно,       эти бесстрастные самописцы всегда становятся       главными свидетелями катастрофы и основными       информаторами в получении истинной       картины       аварии. Нечто подобное предлагается       создать       и для ракетно-космических средств.        
-  Космический «черный ящик» обеспечивает сбор,         хранение и оперативную доставку на Землю         заказчику (страховщику) достоверной информации         о параметрах контролируемого объекта. Устанавливают         его на верхнюю ступень ракеты-носителя (разгонный         блок) и (или) выводимый на рабочую орбиту         космический аппарат. Одновременно с включением         перед стартом систем ракеты-носителя и космического         аппарата включается блок памяти черного ящика.                 
 
        В него поступают данные о параметрах       контролируемого       объекта. Сбор, хранение, обновление       и объем       нужной информации определяются техническими       характеристиками объекта и требованиями       заказчика       (страховщика). В случае аварии или       в другой       нештатной ситуации, которая влечет       за собой       невозможность выполнения целевой задачи,       черный ящик отделяется от контролируемого       объекта и совершает посадку на поверхность       Земли в соответствии с заданной программой       собственного функционирования.        
-  Она определяется текущим значением времени         полета и обеспечивается комплексом бортовой         аппаратуры черного ящика.        
 
        Космический черный ящик включает в       себя следующие       основные системы:
    - установки «ящика» на контролируемом объекте         (на РБ – разгонном блоке и (или) на КА –         космическом аппарате);
 
    - возвращаемой на Землю капсулы с комплексом         бортовой аппаратуры – КБА, включающим блок         памяти;
 
    - стабилизации и торможения;
 
    - спуска и посадки.
 
Кратко «пройдемся» по каждой.        
-  Система установки обеспечивает механический         и электрический интерфейс – проще говоря,         совместимость черного ящика с контролируемым         объектом, а также разделение с ним в случае         аварии.        
 
        Возвращаемая капсула с КБА осуществляет       сбор       и хранение информации о состоянии контролируемого       объекта и выполняет программу функционирования       систем доставки черного ящика на Землю.        
-  В состав комплекса бортовой аппаратуры входят:        
 
    - блок управления;
 
    - блок памяти;
 
    - батареи электропитания;
 
    - радиомаяки;
 
    - система передачи телеметрической информации;
 
    - бортовая кабельная сеть.
 
Комплекс бортовой аппаратуры непосредственно       собирает и хранит данные о контролируемом       объекте, управляет спуском черного       ящика,       обеспечивает условия для его поиска       после       посадки.        
-  Система стабилизации и торможения осуществляет         сход с орбиты и управляемый вход в атмосферу         возвращаемой капсулы, а система спуска и         посадки – доставку на Землю капсулы черного         ящика и ее посадку в заданном районе.         
 
          Весь полет, вернее, программа работы черного       ящика подразделяется на 11 этапов (см. схему       функционирования системы).
    - При возникновении аварийной ситуации на борту         космического аппарата (ракеты-носителя) черный         ящик отделяется от контролируемого объекта.
 
    - Затем производится первое включение тормозной         двигательной установки черного ящика, и он         направляется по траектории снижения к Земле.
 
    - Наполняется газом конструкция надувного стабилизирующего         устройства.
 
    - Происходят разворот черного ящика, его стабилизация,         определяется точка на траектории полета,         в которой должен быть выдан второй тормозной         импульс.
 
    - Наконец, производится второе включение тормозной         двигательной установки.
 
    - «Мавр сделал свое дело…» – мавр может уйти.         И тормозная двигательная установка отделяется         от черного ящика.
 
    - Вводится в действие и наполняется газом надувное         тормозное устройство.
 
    - Теперь можно отделить стабилизирующее устройство.
 
    - Атмосфера все ближе и ближе. И наша машина         уже в «объятиях» земной атмосферы.
 
    - Надувное тормозное устройство с черным ящиком         на борту штурмует плотные слои атмосферы         – идет интенсивное аэродинамическое торможение.
 
    - И вот долгожданная посадка. На зов радиомаяков         черного ящика спешат вертолеты с группой         поиска. Испытатели эвакуируют черный ящик         и доставляют его заказчику (страховщику).         Специалисты расшифровывают и анализируют         информацию, выясняют причину возникновения         аварии.
 
          Спроектированный космический черный ящик       – его летная модель – в исходном положении       представляет собой усеченный конус высотой       полметра и максимальным диаметром, равным       тоже половине метра. Время доставки капсулы       в заданный район Земли от трех часов до двух       – трех суток, в зависимости от параметров       орбиты. 
Масса черного ящика составляет пятьдесят       килограммов.        
-  – Ого! – воскликнет конструктор-проектант,         борясь, как всегда, с дефицитом массы космической         машины. – Овчинка выделки не стоит.        
 
        Еще как стоит! Когда на «кон» поставлены       сотни миллионов долларов (а то и миллиарды!)       – такова цена многих современных ракетно-космических       проектов, а также престиж фирм и агентств,       придется «раскошелиться» на космический       черный       ящик.        
-  Ведь довольно скоро может наступить такое         время, когда без космического черного ящика         невозможно будет представить старт космического         корабля, как нельзя сейчас отправить в полет         воздушный лайнер без «черного ящика» – ярко-оранжевого         цвета! – на борту.        
 
         -          Юрий МАРКОВ,   инженер-испытатель космических аппаратов